VAR: быть или не быть?

Posted by

После завершения Чемпионата мира по футболу в России FIFA с удовлетворением констатировала, что использование VAR положительно сказалось на судействе, и что эта система получила всеобщее признание со стороны игроков, тренеров, болельщиков и СМИ. Тем не менее, в ходе прошедшего турнира набралось достаточно спорных моментов, в которых судьи не прибегали к использованию VAR, влияя таким образом на конечный результат. Итак, давайте разбираться: в действительности ли VAR стал революционным прорывом в футболе.

Предпосылки введения VAR

Проблема спорного судейства в футболе присутствовала всегда. Начиная от «руки бога» Марадоны и заканчивая кучей спорных эпизодов в матчах всех уровней: ошибочно назначенные пенальти или опасные штрафные, приведшие к голу; несправедливо засчитанные голы, забитые из оффсайда; незаслуженные красные карточки и тд.

Естественно, судьи — не роботы, а обычные люди, которые могут допускать ошибки, но можно понять и болельщиков, которым горько видеть, как их команда проигрывает из-за ошибочного решения арбитра. Это неустанно порождало разговоры о предвзятом судействе и преодпределенности исхода матчей, другими словами: что все в этом мире куплено.

Сторонники fair play приводили в пример хоккей, где давно использовалась система видеоповторов, как раз для разрешения спорных ситуаций. Скептики утверждали, что из-за больших пауз для просмотра видеоповторов, футбол потеряет свою динамичность. В общем объективность с одной стороны, и зрелищность с другой.

Закончилось все это тем, что FIFA таки решила обкатать видеотехнологии в футболе на ЧМ в России. По мнению организации, это решение должно было повысить стандарты судейства и иметь революционное значение для спорта №1.

fifa_world_cup_russia

Принцип работы VAR

Согласно установленным правилам, арбитр может прибегнуть к помощи VAR в четырех случаях: нарушения правил при забитых голах, эпизоды с назначением пенальти (другие фолы не рассматриваются); эпизоды с предъявлением прямой красной карточки (эпизоды со второй жёлтой не рассматриваются); идентификация игрока, наказываемого карточкой.

По словам руководителя проекта FIFA VAR Роберто Розетти, решение всегда остается за главным судьей, тогда как VAR может просто порекомендовать пересмотреть эпизод. Окончательное решение все равно принимает судья.

var_penalty_world_cup
Photo: AP

На текущий момент вырисовывается следующая ситуация: сомневаясь в каком-либо конкретном эпизоде, судья может либо сам связаться с ассистентами, либо те сами выходят на связь с судьёй и рекомендуют пересмотреть тот или иной эпизод. Далее судья самостоятельно принимает решение о сложившейся ситуации.

На прошедшем Чемпионате мира в России 22 гола были забито с 29 заработанных пенальти, большинство из которых было назначено с помощью VAR. Оптимисты говорят, что без использования системы эти эпизоды остались бы безнаказанными. С другой стороны, набирается достаточное количество спорных моментов, когда судьи, не использовали VAR, а это явно напрашивалось.

В матче Сербия — Швейцария произошел более чем спорный эпизод с падением Митровича в штрафной. Судья не воспользовался VAR:

В матче 1/8 финала Колумбия — Англия судья не стал разбираться и указал на точку в неоднозначном эпизоде:

В итоге

Итак, на сегодняшний день VAR выглядит явно половинчатым решением. Если трактовать понятие «спорный момент матча» более обширно, то под него с точки зрения объективности должны подпадать и другие эпизоды, которые, на первый взгляд, не являются ключевыми, но могут такими быть. Например, голевая атака, начавшаяся с неназначеннего фола за нарушение правил, которое не заметил арбитр. Или ошибочно назначенный аут, который в результате приводит к голу.

Оптимисты говорят, что глаза VAR позволяют полностью исключить возможность человеческой ошибки. Но при этом использование VAR остается на усмотрение арбитра. Сторонники теории заговора найдут в этом очевидные доказательства влияния на исход матчей.

Следующей вехой в внедрении VAR в футбол должны стать: публикация в свободном доступе переговоров арбитров из центра VAR с главным судьей, и более тщательная проработка понятия «спорный момент».

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

VAR: to be or not to be

Posted by

Following the final match of the 2018 FIFA World Cup, FIFA noted with satisfaction that the use of Video Assistant Referees (VARs) had a positive effect on refereeing, and that this system was universally accepted by players, coaches, fans and the media. However, during the tournament there were enough disputable moments in which the referees refused to resort to VAR, influencing the final result. So, let’s get this sorted out: whether VAR revolution in world football is gathering pace.

What is VAR? Background

Human errors were part of football for decades. Starting from Diego Maradona’s Hand of God and ending with a bunch of controversial episodes in matches of all levels: penalties and free kicks awarded after referee’s mistakes; goals wrongly ruled out for offside; undeserved red cards and so on.

It is understood, the referees are not androids, but ordinary people who can make mistakes, but you should understand the fans, for whom it is frustrating to see how their team loses due to wrong decision of the referee. That is why talks about biased judging appear, in other words: absolutely everything is bought and sold in this world.

Supporters of fair play usually use hockey as an example, where the video replay system was used for a long time, in order to resolve disputable situations. Skeptics say that football will lose its dynamism due to the large pauses for viewing video replays. In general, fairness on the one hand, and entertainment on the other.

Finally, FIFA decided to use the VAR at its flagship competition – the 2018 FIFA World Cup Russia. According to FIFA, this decision should raise the standards of refereeing and have a crucial role for sport No. 1.

fifa_world_cup_russia

How does VAR work?

According to the Laws of the Game by the International Football Association Board (IFAB), there are four types of calls that would be open to VAR review: goals and whether there was a violation during the attacking phase of play; penalty decisions (other fouls are not reviewable); direct red card decisions (second yellow cards are not reviewable); mistaken identity in awarding a red or yellow card.

According to VAR refereeing Project Leader Roberto Rosetti, VAR does not decide cases, it only “recommends an on-field review.” The referee is the only one who can make decisions. The final decision is still made by the referee.

var_penalty_world_cup
Photo: AP

At the 2018 FIFA World Cup Russia 22 goals were scored from 29 awarded penalty spot kick, most of which were awarded with the help of VAR. Optimists say that without using the system, these episodes would have remained unpunished. On the other hand, there were a sufficient number of controversial episodes are, when the referees refused to use the VAR, in cases when it was obviously.

In Group E football match between Serbia and Switzerland two Swiss defenders wrestled Serbian striker Mitrovic but VAR denied what appeared a blatant penalty:

In the last-16 match Colombia v England referee refused to use VAR and gave penalty:

In fine

So, to date, VAR looks like a half solution. If we interpret the “clear error” more extensively, then from the point of view of fairness other episodes must also fit under it. Optimists say that the VAR could completely eliminate the possibility of human error. But, at the same time, the use of VAR remains reliant on the referee’s discretion. Supporters of the conspiracy theory will find in this obvious evidence of influence on the games results.

The next milestone in the implementation of VAR into football should become: free access to negotiations between VAR arbitrators and referee, and a more enhanced concept of the “clear error”.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *